Дидактическая игра решает важные образовательные и воспитательные задачи и занимает особое место в работе с детьми. Мы, педагоги, включаем игру в календарно-тематическое планирование, т.к. она связана с плановой педагогической работой, с обучением по программе. Так, составляя перспективный план на месяц, воспитатель обдумывает, какие задачи могут быть решены с помощью дидактических игр и как это сделать (задача игры, игровое действие, игровое правило, материал). Этот план помогает воспитателю в целом представить себе работу по руководству играми (не только дидактическими).
От воспитателя требуется внимательное наблюдение за детьми, постоянное обдумывание того, как своевременно применить тот или иной прием воздействия, дать игре нужное направление. Дидактические игры можно проводить как на непосредственно организованной деятельности, так и в режимных моментах.
Дидактическая игра всегда сопровождается словом. Роль слова в игре разнообразна. С помощью слова ребенок создает образ, понимает и выполняет правила игры, озвучивает свою мысль, комментирует игру, делится впечатлениями. Поэтому в игре существуют условия для упражнения в связной речи. В игре дети в разных комбинациях многократно употребляют новые для них слова, обороты речи, слышанные от взрослых или сверстников. Благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей.
В игре, как и во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли.
У маленьких детей (3-4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Поэтому воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается, если педагог серьезно относится к детской игре, с искренним интересом. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Если ребенок видит заинтересованность педагога в игре, то он играет с большим воодушевлением и настойчивостью.